FULL SIZE TRUCKS

Официальный форум клуба любителей американских old-school траков
Текущее время: 19 окт 2018, 05:55

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Глубокие корни колхозинга
СообщениеДобавлено: 31 мар 2015, 20:53 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 фев 2012, 11:43
Сообщения: 1162
Откуда: Москва
Не сочтите за рекламу чужих сайтов или блогов, но мне кажется, что данный материал соответствует тематике раздела, т.к. описывает переделку под советские запчасти американских автомобилей Ford GPW / Willys MB и Dodge WC 51. Последний вполне себе фулл сайз трак, на который подходили мосты и раздатка от газ-63. Разработки проводиись под руководством МО СССР. В общем, познавательное чтиво, рекомендую.

Update: Думаю, будет правильно разместить статью здесь целиком, с указанием авторов и ссылок, разумеется.

Изображение
Ford GPW

После войны и в вооруженных силах, и в народном хозяйстве страны осталось огромное количество техники, полученной в рамках ленд-лизовских поставок. О том, сколь значимым было это количество, можно судить всего по нескольким цифрам: если все вместе взятые советские автозаводы произвели в годы войны порядка 340 тысяч автомобилей, то по ленд-лизу их поступило более 400 тысяч. И даже с учетом боевых потерь доля ленд-лизовской техники в войсках в 1945 году достигла трети от общей численности автопарка! И практически все эти автомобили в конечном итоге продолжили эксплуатироваться в Советском Союзе после окончания войны. Дело в том, что американская сторона потребовала возмещения преимущественно лишь за гражданские поставки техники. Но споры касательно суммы возмещения и объектов, подлежащих возврату, длились еще добрую пятилетку, пока к 1951 году переговоры окончательно не зашли в тупик… Это означало, что для оставшейся в эксплуатации армады «американцев» фактически полностью миновала опасность «депортации» на историческую родину в виде спрессованного брикета металлолома.

Однако к этому времени большая часть американской техники уже успела отработать свой ресурс и нуждалась в серьезном ремонте. Рассчитывать же на поставки запасных частей из-за океана в сложившейся ситуации не приходилось. Единственным выходом из положения представлялась замена отслуживших оригинальных узлов деталями от советских автомобилей аналогичного класса. А потому в январе 1951 года Главным автотракторным управлением Военного министерства СССР была инициирована масштабная экспериментальная работа по выявлению всех узлов, в отношении которых подобные замены были технически возможны и экономически оправданны.

В качестве объектов изучения были выбраны три наиболее массовых типа американских автомобилей – легкие внедорожники Willys MB / Ford GPW, тягач артиллерийских орудий Dodge WC51 (более известный как «три четверти»), а также 2,5-тонные грузовики Studebaker US6х4 / US6х6. Стоит заметить, что единичные успешные попытки замены отдельных узлов американских автомобилей предпринимались на армейских авторемонтных заводах и ранее, однако лишь теперь речь зашла о централизованной разработке рекомендаций по методикам подобного ремонта. Результатом скрупулезной работы, проделанной инженерами войсковой части 51548 (известной впоследствии как НИИИ-21) совместно со специалистами 38-го Опытного завода, стал выпуск серии военных справочников с чертежами и подробными руководствами по замене импортных деталей отечественными.

Изображение
Willys MB

Изучение этих справочников начнем с раздела по легким внедорожникам Willys и Ford. Одним из самых слабых мест их конструкции оказались телескопические амортизаторы, массово выходившие из строя при эксплуатации на плохих дорогах. Потому вопрос применения советских амортизаторов на этих машинах впервые поднимался еще в 1944 году. Тогда был проведен цикл испытаний Ford GPW с рычажными амортизаторами от «эмки» на обоих мостах. Их достоинством был легкий монтаж, требующий минимальных переделок рамы и рычагов, однако характеристики заметно отличались. Амортизаторы М-1 были одностороннего действия (только на отбой), тогда как родные американские – двустороннего действия. И хотя гашение колебаний кузова после их установки стало происходить даже быстрее, из-за снижения жесткости подвески на сжатие стали часто наблюдаться случаи пробоя передней подвески. А потому применение амортизаторов М-1 было признано целесообразным только при условии добавления в пакеты передних рессор по одному дополнительному листу.

Изображение
Рычажный амортизатор от М-1 на задней оси Ford GPW

В 1949 году Московский карбюраторный завод предложил устанавливать на Виллисы амортизаторы от Москвича – по две штуки на колесо, обеспечив тем самым гашение колебаний как на сжатие, так и на отбой. Однако процесс их монтажа оказался куда более трудоемким, а проведенные дорожные и стендовые испытания показали низкую эффективность работы передней подвески (на местности отмечалась раскачка кузова с увеличивающейся амплитудой). В итоге окончательный выбор был сделан в пользу задних амортизаторов от Победы, не оказавших никакого негативного влияния на характеристики «американцев». Для их установки требовалось лишь просверлить отверстия в раме, сделать небольшие вырезы в передних крыльях и заново изготовить довольно примитивные пластины, подкладки и стойки для амортизаторов.

Изображение
Willys MB с рычажными амортизаторами от Москвича-400

Изображение
Амортизаторы от Москвича-400 на передней оси Willys MB: 1 – верхний палец крепления штатного телескопического амортизатора, 2 – рычаг верхнего амортизатора, 3 – верхний амортизатор, 4 – маслозаливной колпачок нижнего амортизатора, 5 – соединительная тяга, 6 – кронштейн крепления амортизаторов, 7 – нижний амортизатор, 8 – рычаг нижнего амортизатора, 9 – промежуточный рычаг, 10 – рабочий рычаг амортизаторов

Изображение
Амортизаторы от Москвича-400 на задней оси Willys MB: 1 – верхний амортизатор, 2 – рычаг верхнего амортизатора, 3 – рабочий рычаг амортизаторов, 4 – рычаг нижнего амортизатора, 5 – нижний амортизатор

От Победы же на Willys и Ford неплохо подошли многие элементы тормозной системы (главный и рабочие тормозные цилиндры, гибкие шланги), карбюратор К-22А, коробка передач и укороченный карданный вал заднего моста. От ГАЗ-67Б могли использоваться воздушный фильтр, фары и ведущие мосты (с условием установки главных передач и тормозных цилиндров от Победы), от ГАЗ-ММ – спидометр и сильно модифицированный радиатор, от ГАЗ-51 – звуковой сигнал, от ЗИС-110 – 6-вольтовый генератор Г-16, от Москвича – бензонасос и задний фонарь. Кроме того, сразу два армейских авторемонтных завода, специализировавшихся на «капиталке» Виллисов (АРЗ №50 Донского военного округа и АРЗ №15 Западно-Сибирского военного округа), разработали и освоили изготовление оригинальных шестеренчатых механизмов для установки взамен изношенной цепи привода распредвала.

Изображение
Комплект шестеренчатого привода ГРМ для Willys MB конструкции АРЗ №50: 1 – стальная шестерня коленвала, 2 – стальная промежуточная шестерня, 3 – текстолитовая шестерня распредвала от ГАЗ-ММ, 4 – передний лист двигателя

Изображение
Комплект шестеренчатого привода ГРМ для Willys MB конструкции АРЗ №15: 1 – стальная шестерня коленвала, 2 – кронштейн промежуточной шестерни, 3 – чугунная промежуточная шестерня, 4 – алюминиевая шестерня распредвала, 5 – передний лист двигателя

Наконец, при критичных поломках штатный двигатель мог заменяться двигателем от Победы в сборе со сцеплением и приборами систем питания и зажигания. При этом требовалось вносить значительные изменения в электрооборудование (перевод с 6-вольтового на 12-вольтовое) и рулевое управление (перенос редуктора и рулевой колонки, доработка тяг). Кроме того, нужно было переносить из моторного отсека под заднее сиденье аккумулятор, практически заново изготавливать привод включения стартера, а при сохранении американской трансмиссии – еще и переклепывать ступицу ведомого диска «победовского» сцепления.

Изображение
Передний ведущий мост от ГАЗ-67Б, установленный на Willys MB: 1 – стандартная сошка рулевого механизма от Willys, переделанная продольная рулевая тяга от Willys, 3 – рычаг поворотного кулака от ГАЗ-67Б, 4 – чулок переднего моста

Что касается Доджа, то для него основным донором запасных частей стал горьковский грузовик ГАЗ-51. Прерыватель-распределитель Р-20, бензонасос и карбюратор К-22Г встали как родные: сказались «доджевские» корни «газовского» мотора! Интересно, что на испытаниях двигатель Dodge WC-51 с советским карбюратором показал на 5% большую мощность, чем со штатным. С некоторыми переделками на Dodge подошли «пятьдесят первый» радиатор, главный тормозной цилиндр и амортизаторы.

Изображение
Dodge WC-52 – разновидность WC-51, оснащенная лебедкой

Изображение
Платформа Dodge WC-51 предназначалась для перевозки орудийного расчета и боекомплекта буксируемой артсистемы

От полноприводного ГАЗ-63 «американцу» достались укороченные карданные валы, ведущие мосты (но с главными парами от ГАЗ-51 и колесами от ЗИС-5) и раздаточная коробка (последнюю можно было установить только в комплексе с «газовскими» мостами, перевернув на 180 градусов). Воздушный фильтр масляного типа подошел от Победы, спидометр – от ЗИС-5. А вот 6-вольтовые приборы пришлось использовать от других автомобилей. В частности, катушкой зажигания с «американцем» могли поделиться Москвич, ГАЗ-АА или «эмка», а генератором – ЗИС-110 (из потребных переделок – лишь изготовление оригинального шкива под широкий «доджевский» ремень). Правда, подходящего аналога среди отечественных 6-вольтовых стартеров подобрать не удалось.

Изображение
Dodge WC-51 с ведущими мостами от ГАЗ-63 и колесами от ЗИС-5

В результате всех означенных переделок Dodge потяжелел на 245 кг. Вкупе со значительно увеличившимся передаточным числом редукторов ведущих мостов (6,67 вместо 5,83) это привело к росту его среднего эксплуатационного расхода топлива на 13% при снижении максимальной скорости на 8%. Заключительным же аккордом стала адаптация к Доджу двигателя ГАЗ-51. Вследствие заметного уменьшения мощности после такой переделки автомобиль еще на 9% терял в экономичности, но максимальная сила тяги, развиваемая на I передаче, оказалась одинаковой.

Изображение
«Раздатка» от ГАЗ-63, закрепленная на поперечине рамы Dodge WC-51: 1 – поперечина рамы, 2 – раздаточная коробка, 3 – оригинальные установочные кронштейны

Изображение
Компоновка шасси Dodge WC-51 с замененными ведущими мостами: 1 – передний мост ГАЗ-63, 2 – доработанный кронштейн педали тормоза, 3 –карданный вал переднего моста ГАЗ-63, 4 – промежуточная поперечина рамы с подогнутым краем, 5 – задний мост ГАЗ-63, 6 – привод управления раздаточной коробкой, изготовленный вновь, 7 – раздаточная коробка Dodge в перевернутом положении, 8 – штатное положение раздаточной коробки Dodge (показано условно), 9 – карданный вал переднего моста Dodge (показан условно)

Изображение
Компоновка шасси Dodge WC-51 с замененными ведущими мостами и раздаточной коробкой: 1 – передний мост ГАЗ-63, 2 – привод управления раздаточной коробкой, изготовленный вновь, 3 – раздаточная коробка ГАЗ-63, 4 – задний мост ГАЗ-63, 5 – карданные валы ГАЗ-63

Отдельно стоит сказать пару слов о переделке кузовов Виллисов и Доджей. Дело в том, что их продуваемые всеми ветрами штатные кузова плохо подходили для повседневной эксплуатации. А потому как в армии, так и на «гражданке» многие машины подвергались переоборудованию, получая закрытые кузова и кабины. Что характерно, подобным «тюнингом» занимались не только эксплуатирующие организации, но и ведомственные авторемонтные предприятия и даже заводы из системы Глававтопрома (Минавтопрома)! В частности, Завод имени Сталина разработал для Dodge WC-51 оригинальный пассажирский кузов с 4 дверьми и брезентовым верхом, превративший артиллерийский тягач в полноценный командирский вездеход.

Изображение
Willys MB с закрытым кузовом завода «Аремкуз» образца 1943 г.

Изображение
Willys MB с закрытым кузовом, изготовленным предположительно на 38-м Опытном заводе в Бронницах

Изображение
Dodge WC-51 с самодельной закрытой кабиной с брезентовым верхом

Изображение
Dodge WC-51 с закрытым кузовом завода «Аремкуз» образца 1943 г.

Изображение
Dodge WC-51 с закрытым пассажирским кузовом завода ЗИС

Опубликовано: журнал "КОМТРАНС" №7-2013
mediaglobe.ru/upload/iblo…comtrans_magazine/2013/7/


Последний раз редактировалось Soldat 30 сен 2017, 22:12, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глубокие корни колхозинга
СообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 00:51 
Не в сети
Тракторист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 мар 2012, 21:38
Сообщения: 173
Откуда: Москва
Спасибо, очень интересный материал)

_________________
всё может случиться внезапно
Chevrolet Suburban k2500 7.4L
Ford F-350 Centurion


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глубокие корни колхозинга
СообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 02:22 
Не в сети
Тракторист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2012, 01:48
Сообщения: 272
Откуда: москва и область
позитивно/познавательно.))

_________________
Ford"s F-150 Pick-Up,1991,xl,302,long bad, U-150 Bronco,1993,xlt,302(US ОКА), C-150 Bronco,1989,xlt,351,Centurion 150 Classic.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB